фото Дмитриева М.П.
 
     
Благовещенский мужской монастырь, фото Максима Дмитриева
   
     
Нижегородский Благовещенский мужской монастырь основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, при закладке Нижнего Новгорода. Он расположен на высоком правом берету реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и представляет собой в настоящее время величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов, возведенных на узкой береговой террасе в 17- 19 веках.
Судя по названию обители - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы - можно предположить, что монастырь был создан как оплот Православия, для распространения благой вести о Христе в языческих землях, и имел важное миссионерско-просветительское значение для всего Поволжья.

Но вскоре, в 1229 году, монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса. Как сообщает летописец, "в лето 6737 (1229) придоша мордва с Пургасом в Новугороду, и отбишася их новгородци; и зашегши монастырь Пресвятые Богородици".
Монастырь был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность - до середины XIV века.
По летописям известно, что в 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. Согласно легенде, он остановился на берегу Оки на отдых, возле источника под горой, недалеко от разрушенной Благовещенской обители. Печальное зрелище разоренного монастыря не оставило святителя Алексия равнодушным, и он дал обет Богу: в случае успешного своего возвращения восстановить здесь обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Заботами архипастыря в 1370 году была построена, а в 1371 году освещена белокаменная одноглавая церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре.

К сожалению, Благовещенская церковь, основанная святителем Алексием, не сохранилась до наших времен (она был перестроена в 17 веке), но возвышенный облик ее известен по изображению на створке киота иконы Алексия Митрополита (конца XV века) и древней надписи.

 После опустошительного набега мордовского князя в 1229 году от деревянных построек Благовещенской обители ничего не оставалось, и поэтому в XIV веке монастырь стараниями святителя Алексия возводился фактически заново.

 Возрожденный в XIV веке Благовещенский монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские и духовные лица жертвовали денежные и имущественные вклады на устроение этой иноческой обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями. Так, великий князь Нижегородский Борис Константинович, у которого святитель Алексий крестил сына Иоанна, пожаловал Благовещенскому монастырю в 1393 году "рыбные ловли и бобровые гоны по реке Суре с шестью озерами и другими прилежащими угодьями". Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX столетия Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI-XIX веков.

В середине 19 веке наиболее значительным событием в истории монастыря стало строительство новой Алексиевской церкви (1837) и новой надкладезной каменной часовни (1847) - во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя Благовещенской обители. В Алексеевском храме после их кончины были похоронены святители Иеремия (Соловьев, 1884) и Макарий (Миролюбов, 1894).

После Октябрьской революции Нижегородский Благовещенский монастырь был в 1919 году закрыт. Постепенно в его стенах стали обосновываться различные гражданские учреждения и организации. В жилых помещениях размещались школа имени М. Ю. Лермонтова, а также коммунальные квартиры рабочих и служащих. Склады и другие хозяйственные постройки использовало военное ведомство, разместив в них обозный транспорт. На территории монастыря производилась постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей и т.д. В распоряжении верующих осталась лишь одна небольшая церковь во имя Святого апостола Андрея Первозванного.

В 1922 году, под предлогом помощи голодающим, из храмов Благовещенского монастыря были изъяты наиболее ценные богослужебные предметы - золотые и серебряные ризы с икон, напрестольные кресты, дарохранительницы, сосуды, кадила, лампады и многое другое. Согласно архивным документам, общий вес 135-ти изъятых предметов составил около 8,5 пудов (136 килограммов).

В 1923 году, на основании официального заключения светских властей, уничтожили каменную надкладезную часовню во имя святителя Алексия над святым источником, как ветхое и не представлявшее особой архитектурной ценности сооружение. В связи с этим, в 1924 году по просьбе приходского совета Андреевской церкви, который на тот момент возглавлял архимандрит Иосиф (Каменецкий), монастырь был принят под охрану местным Губмузеем. Однако, не взирая на то, что все его сооружения были причислены к первой категории памятников, охранявшихся государством, эти меры не могли уберечь монастырь от разорения.
Более того, музей использовал святыни монастыря в экспозициях собственных выставок, которые, как правило, носили атеистический характер. Так, в 1927 году церковной общине было предложено выдать для музея наиболее ценные иконы Божией Матери, но верующие сумели тогда защитить свои святыни от поругания.
В 1928 году единственный действующий на тот момент Андреевский храм был закрыт, а его имущество передано государству. С этого времени все монастырские строения были окончательно национализировали, и церковная жизнь в бывшем монастыре прервалась. Немногочисленная братия и члены причта были выселены и подвержены различным притеснениям и гонениям.

В 50-е годы XX столетия в Алексеевской церкви было решено разместить Планетарий. При этом были снесены малые главы, понижен центральный световой барабан и уничтожена восточная часть стены с башнями и въездными воротами.

Возрождение Благовещенского мужского монастыря началось в 1991 году, когда главный Благовещенский собор вместе с другими постройками монастырского комплекса, по милости Божией, был возвращен Нижегородской епархии. В стенах обители возобновилась церковная жизнь, стали совершаться богослужения.